Ирина Кабурова
Глава службы подбора руководителей высшего звена, Яндекс
Короткая история о том, как топ-менеджеры Яндекса могут потеряться в толпе на корпоративе, какие фразы на собеседованиях приятно слышать эйчарам, и кто такие "простые инженеры в свитерах"


— Ирина, вот без долгих предисловий, так как компания и ее имидж не нуждается в представлении для соискателей, то спрошу "в лоб" — что делаете для "поддержки вечного огня" HR-бренда Яндекса?


— У нас в компании сильная корпоративная культура с многолетними традициями, которую создали, поддерживают и развивают топ-менеджеры и «ветераны». Когда ты строишь корпоративную культуру, носителем которой является каждый внутри — сотрудники по собственной инициативе, просто потому что им хочется делиться, рассказывают о нашей внутренней жизни и традициях друзьям, детям, родителям, — таким образом HR-бренд «подпитывается» со всех сторон.


— Мне кажется, что про Яндекс надо не говорить, потому что слов все равно будет мало. Чтобы понять что такое Яндекс и почувствовать его, нужно приходить к вам в офис, смотреть, впитывать, чувствовать. Вы, насколько я знаю, очень открытая в этом плане компания?


— Конечно. К нам на экскурсии приезжают школьники, студенты, стихийно объединившиеся в группы люди, — просто походить по офису и посмотреть на всё своими глазами; послушать, как тут трудятся и над чем. Часто заходят в гости дети наших ребят и мечтают здесь работать (а потом и работают).


— Офис — это важная составляющая HR-бренда. И вообще крутой офис в IT-компании это сейчас такой "гигиенический" фактор, материальное. Какая нематериальная составляющая присутствует в HR-бренде Яндекса?


— HR-бренд — это не что-то показательное для внешнего мира, не рапорт о достижениях, не красивые брошюры на выставках крутых работодателей. Это, прежде всего, атмосфера, реально существующая внутри: мы создаем все условия для комфортной работы — это и оборудование, и разнообразное питание, и автоматизация всего, и соцпакет, и удобный рабочий график, и сам офис, конечно. И большое достижение, что рассказы об этой атмосфере распространяются во внешний мир, как говорится, из уст в уста. «Я слышал от друга, что у вас классно работать» — это частая фраза на собеседованиях или мероприятиях. И, несмотря на то, что мы к ней привыкли, слышать ее всегда приятно.


— Выше вы говорили, что корпкультуру Яндекса создавали и поддерживают топ-менеджеры и "ветераны". В чем конкретно выражается поддержка? Да, да, идите, делайте, девочки, только не мешайте, или они сами включены в этот процесс?



— Наши руководители не только понимают нужность развития HR-бренда, но и заложили его основы и являются важной, неотъемлемой его частью. Да, и важно, что топ-менеджеры — это такие же сотрудники, как и все остальные: у них нет специальных обведенных золотой краской мест на офисных парковках или зарезервированных столов для обеда, они ходят по тем же коридорам и могут легко затеряться в толпе на корпоративном празднике. Это тоже, скорее всего, часть HR-бренда, сложившаяся исторически, — никто специально не создавал образы и роли «простых инженеров в свитерах».


— А что это за образ "простых инженеров в свитерах"? Это какая-то легенда в компании, корпоративный прикол?



— Можно считать это внутренней шуткой. К 20-летию компании мы сняли несколько роликов (https://yandex.ru/20/), в том числе — с Аркадием Воложем в свитере на фоне ковра, это была такая гротескная картина особенной романтики конца прошлого века. Но, на самом деле, в этом обобщенном образе только доля шутки: наши руководители, как я уже говорила, не дистанцируются от людей «ниже званием», одеваются просто и зачастую романтизируют профессию.


— HR-бренд — это история про битву эйчаров за "лучшие мозги" на рынке или в итоге это все про бизнес?


— Это обе истории. Чтобы быть лидером в своей области, нужно нанимать лучших специалистов, чтобы они создавали лучшие продукты на рынке, посредством которых компания будет всё больше зарабатывать. А привлекательность HR-бренда — один из ключевых показателей для соискателя при принятии решения о выборе работодателя. Поэтому, очевидно, HR-бренд имеет прямое влияние на бизнес и его развитие.
В последнее время наблюдается также повышение привлекательности отечественного работодателя, меньший отток ценных IT-специалистов за рубеж, и мы гордимся, что можем предложить специалистам очень высокого уровня интересные задачи и конкурентную зарплату, таким образом оставив их на Родине. Более того, есть неоднократные случаи возвращения из-за рубежа ради работы в Яндексе.


— Что может заставить уйти человека из такой компании, как Яндекс?


— Кто-то хочет попробовать жизнь в другой стране, кто-то начинает свой бизнес, кто-то хочет кардинально поменять сферу деятельности, кто-то хочет больше времени проводить с семьей — разные причины бывают.


— А что вы делаете для удержания своих людей?



— Очевидно, что если у сотрудника есть интересные задачи, его окружает команда профессионалов, он получает достойную компенсацию и при этом в компании придают большое значение корпоративной культуре, — конкурентам довольно сложно его переманить. Но если перспектива потери ценного специалиста всё же возникает, мы, конечно, делаем всё возможное, чтобы его удержать, и чтобы он максимально раскрылся. Например, предлагаем ротацию внутри компании, другой набор задач или более ответственные проекты — в зависимости от причин и ситуации.


— С высоты опыта и работы в крупной высокотехнологичной компании, что посоветуете коллегам по рынку, которые только начинают заниматься внутренними коммуникациями, корпоративной культурой, развитием HR-бренда?



— Берегите то, что есть, даже если это кажется вам не очень важным. Будьте внимательны к каждому сотруднику, уважайте его труд и личное пространство, независимо от стажа, возраста или квалификации. Любая культура состоит из мелочей. В компании с высоко развитой внутренней культурой коммуникации органично являются ее частью. И обязательно найдутся люди, которые будут поддерживать эмоциональный уют в компании, болеть за чистоту и связность сообщений, следить за стилем — это те ребята, которые не пройдут мимо неграмотного текста, и у которых высокое стремление к гармонии и справедливости. Каким бы ни было их основное занятие в компании, они обязательно найдутся. В Яндексе, разумеется, они находились всегда.



— Ирина, спасибо за такие простые и точные ответы. И до встречи на премии IT HR AWARDS!


Беседовала Наталья Рушкевич
Made on
Tilda